Как большая политика влияет на творчество рок-звезд и попсы
Летние московские гастроли знаковых фигур мирового шоу-бизнеса показали, что звезды все чаще используют в своем творчестве политические лозунги и сюжеты. Так, едва ли не самым ярким моментом российского концерта Джорджа Майкла стало появление на сцене 25-метрового надувного Буша. Пиарщики мировых звезд уверены, что на политике можно наварить неплохой куш.
В шоу-бизнесе, как и в политике, появились «проправительственные» и «оппозиционные» музыканты. Песни протеста, равно как и придворное творчество, конечно, существовали всегда, но после того, как Джордж Буш заступил в США на президентский пост, политизация шоу-бизнеса испытала настоящий форсаж. Нынешний американский президент стал едва ли не самым главным героем для шоу мировых поп-, рок-звезд.
В Москву Джордж Майкл приехал уже изрядно поиздержавшимся от своих политических возлияний. Почти всю свою энергию он оставил на стадионе «Уэмбли». Выступление Джорджа Майкла было первым поп-концертом на реконструированном стадионе. Главная арена Англии (и одна из знаменитейших в Европе) открылась шоу с участием огромного надувного Буша, бульдога, обернутого в британский флаг, притаившегося у Буша где-то в низу живота (очевидно, подразумевался тогдашний премьер Соединенного Королевства Тони Блэр), а также уродливой карикатурой на статую Свободы с пистолетом вместо факела.
Буша за последние годы не пнул разве что ленивый. Одним из самых громких политико-музыкальных скандалов стал клип Мадонны на песню American Life. Дефиле военных костюмов, а также костюмов арабских детей – своего рода предвкушение войны в Ираке. Кульминацией ролика стал эпизод, когда певица кидает в человека, похожего на Буша, зажигалку в виде гранаты. Клип сначала был отозван из эфира ряда стран, а затем Мадонна и вовсе пересняла его. Формальным поводом стало то, что США начали войну в Ираке раньше, чем клип увидел свет, а значит, с «предчувствием войны» Мадонна якобы опоздала. Но певица в любом случае получила то, чего хотела. То есть скандал.
Однако немало современных творцов предпочитают как раз дружить с властью. Главным другом политиков всего мира считается вокалист группы U2 Боно. Он регулярно бывает на приемах у глав государств (у того же Блэра), фотографируется с ними и пытается реализовывать с ними разнообразные проекты (как правило, благотворительные). Что касается благотворительности, то, к примеру, лидер группы Metallica Джеймс Хетфилд по приезде в Москву высказал мнение, что благотворительность в шоу-бизнесе – не более чем личный пиар и показуха, а потому его группа в подобные игры не играет. Выходит, чем меньше музыканты занимаются политикой, тем они честнее?
Если в мировом шоу-бизнесе политика сейчас в моде, в нашей стране история с политизацией поп- и рок-музыки, как раз наоборот, находится в состоянии вялом и загнивающем. Возможно, что-то появится к выборам, но, скорее всего, это будут агитки вроде той, что сделал четыре года назад Олег Газманов (произведение «Единая Россия», забытое сразу же после выборов). Хотя еще недавно казалось, что мы получим целую серию песен о Путине. Была жутко популярна песня «Такого, как Путин», исполненная наспех собранной поп-группой «Поющие вместе». Группа «ДДТ» разродилась строчкой «Путин едет по стране». Команда «Белый орел» написала, казалось, нетленку – «За нами Путин и Сталинград». Однако дальше этого дело не пошло.
Надо сказать, в отличие от произведений, воспевающих лидеров, в российской истории практически нет примеров музыкальной хулы в адрес политических деятелей. Легендарное «Екатерина, ты была не права» – не то шуточный, не то серьезный упрек императрице от группы «Любэ» за уступки Америке – один из немногих примеров такого рода. Правда, есть маленький нюанс – Екатерина правила за три века до появления песни. Из числа действующих политиков не повезло только Михаилу Горбачеву, ставшего героем культовых песен группы «Гражданская оборона». Героем, естественно, отрицательным. Видимо, появление такого рода песен объясняется тем, что никто до Михаила Сергеевича такого попросту не допустил бы. Ближе к народу был Игорь Тальков, сочинявший в конце 80-х песни о тяжкой судьбе России. В эту же «лузу» попала Маша Распутина с легендарным хитом «Живи, страна».
Сегодня столь ярких и мощных вещей не появляется. Хотя востребована патриотическая патетика. На вокзалах отъезжающих провожают «Прощанием славянки» (пытаясь произвести особое впечатление на пассажиров поездов Москва – Рига и Москва – Таллин) и произведениями Олега Газманова. Социальные песни с легким оттенком диссидентства появляются все у тех же несгибаемых «ДДТ», «Аквариума» и «Машины времени», которые набили руку еще во времена застоя. Последний хит Юрия Шевчука «Я пил у генерала ФСБ» – баллада в стиле Высоцкого – остается, увы, лишь концертным. При этом новых имен почти не появляется. А если и появляется (например, группа Lumen целыми альбомами штампует «протестные песни»), до уровня, скажем, «Скворца» Макаревича им слишком далеко. Зато ушлые продюсеры пытаются угадать настроения власти. К примеру, недавно появившаяся песня Кима Брейтбурга «Две сестры – Беларусь и Россия» явно пришлась по душе и российским, и белорусским политикам. И для этой песни эфиры государственных телеканалов, разумеется, оказались открытыми.
С Белоруссией ситуация особая. Фигура лидера страны Александра Лукашенко не дает покоя творческим силам СНГ. Так песня «География» российской группы «Сплин», содержит слова «В Белоруссии бесится злой Лукашенко». А белорусская команда «Ляпис Трубецкой» еще в середине 90-х сделала остроумный римейк песни про Буратино. Слова «Кто доброй сказкой входит в дом, кто с детства каждому знаком...» остались без изменений, а вместо звучного «Бу-ра-ти-но» «ляписы» поют: «Лу-ка-шен-ко».
Украинская «оранжевая революция» тоже повлияла на музыкантов. Российская группа «Чайф», не особенно следящая за политическими новостями, в разгар событий приехала с гастролями на Украину. И очень долго не могла понять, почему во время песни «Оранжевое настроение» им устроили совершенно беспрецедентные овации. В то же время в тех событиях принимали участие многие украинские музыканты, занявшие позиции по разные стороны баррикад. В их числе «Океан Эльзы», «Вопли Видоплясова» и Руслана Лыжичко. Правда, это тот случай, когда не политики влияют на музыку, а музыканты на политику. И это уже другая история.