Два релиза от вдовы Джона Леннона, ведьмы рок-н-ролла Йоко Оно
Сам факт существования Йоко Оно в нашей с вами Вселенной есть вопрос дискуссионный, собственно, я знаю очень много людей, который на месте господина Чепмена выпустили бы обойму вовсе не в длинноволосого парня в смешных очках. Они бы сделали выбор в пользу Йоко и искренне не раскаялись бы ни на минуту.
Предположительно, им не угрожала бы смерть от рук поклонников жертвы в случае досрочного освобождения, которое рано или поздно произошло.
Тем не менее я искренне благодарен Йоко, что она развалила «Битлз».
Разлучница
Более трагичной истории поп-музыка не знает, и даже Гилмор с Уотерсом, указавшие на дверь Сиду Баррету, занимают почетное второе место. Не развали Йоко «Битлз» тогда, кто знает, чем бы дело кончилось.
Может, «Битлз» и издали бы еще пяток хороших альбомов, потом развалились, потом бы под давлением лейбла или фанатов собрались снова и катались по миру, постепенно заменяя выбывших участников группы.
Могло бы так быть? Да легко.
Однако Йоко Оно подарила нам великое музыкальное противостояние Пола, Джорджа и Джона, которое радостным образом привело к множеству прекрасных релизов.
Сама же госпожа Оно навсегда вписалась в историю музыки, а раз уж попал в музыку даже и через бой-френда, то, само собой, надо выпустить хоть что-то.
«Что-то» Йоко Оно насчитывает 13 альбомов, два из которых вышли в этом году. О них-то и поговорим.
Yoko Ono. Yes, I’m a Witch
Традиция записывать собственные альбомы при участии огромного количества звезд в 90-е годы вышла на логичный пик, и потускневшие звезды стали приглашать чуть более успешных коллег для возвращения блеска.
Наибольшего успеха тут добился Карлос Сантана. Он периодически выпускает такие пластинки, правда, людей, желающих на ней оказаться, все меньше, ибо и мировые музыкальные закрома не бесконечны.
Йоко пошла путем чуть более простым и пригласила на запись персонажей, в России менее известных, но для Америки и Англии ключевых в современной инди-культуре.
Это раньше пластические операции песням Йоко делали Элвис Костелло и Трики, в 2007 пришла молодая шпана.
Тут нам и Peaches, ровно такая же сумасшедшая, как молодая Йоко, предлагает старый добрый электроклэш; Blow Up – молодые надежды английского рока – варят на треке Every Man Every Woman колдовскую смесь из Clash и U2 времен альбома Discotheque; Le Tigre – сумасшедшие электронщики – радуют слух минималистичным электрофанком.
Одной из самых интересных вещей на Yes, I’m a Witch оказывается Death of Samantha, решенная в стиле фолк-баллады, обрамленной потусторонними шумами, – тут невольно хочется погасить свет, зажечь свечку и медитировать на дождь за окном, сидя под плакатом с Ленноном.
Далее начинаются опять эксперименты, зачастую скучные, как у DJ Spooky, который умудрился сваять феерически неслушабельную песню; The Apples in Stereo предложили уж больно традиционную аранжировку для Nobody Sees и спасают этот кондовый инди-рок только колокола, звучащие на припеве.
Заглавный трек – Yes, I’m a Witch – безумный электропанк в духе перебравших энергетиков Suicide, тут уж не поспоришь, получился настоящим хитом для ночных дискотек и гимнов молодых, да и пожилых стерв.
Треки от Cat Power и Polyphonic Spree, увлекшихся на последних альбомах особенностями американского альт-кантри, приятно радуют после дискотечных запилов. Тут нам и одинокое пианино, и унылое бренчание гитар, и средневековые мотивы в партиях духовых, и аккуратное пение самой Йоко.
Заключительная треть альбома ничем, кроме вещицы Shiranakatta (I Didn't Know), не запоминается – трагичная такая песня.
Наверняка, на нее можно снять клип с нарезкой из документальных фильмов про «Битлз». Выйдет трогательно.
Особенно когда на строчках I didn’t know будут показывать одиноких Пола Маккартни или Харрисона в студии.
Yoko Ono. Open Your Box.
Ровно через два месяца после выхода Yes, I’m a Witch на свет появился Open Your Box, куда попали не только ремиксы вещей с нового альбома, но и часть переработанного каталога Йоко.
Yes, I’m a Witch был куда более концертным и живым, предполагающим исполнение со сцены при полном составе музыкантов, Open Your Box предлагает нам клубный вариант Йоко, благо и авторы подобраны с понятием: Basement Jaxx, Pet Shop Boys, Orange Factory, DJ Dan и еще несколько толковых тружеников вертушек и микшеров.
Basemaent Jaxx продолжает развивать тему Ямайки в своем творчестве, превращая Every Man Every Woman в этакую вечеринку на пляже.
Pet Shop Boys откровенно скучны и академичны в своей попытке сделать с Walking on the Thin Ice что-то нетипичное.
Orange Factory c похотливым эйсид-хаус ремиксом на Yang Yang милы, но не более. Что до лучшей вещи, то это ремикс на Walking on the Thin Ice, изготовленный Felix da Housecat. Совершенно нетипично пронзительный для подобного вида творчества ремикс, где на фоне сэмплов гитар рвется через помехи голос Оно.
В какой-то момент кажется, что сейчас голос этот заглушит гитарный чес и все исчезнет, а останется только голос, бьющий в слушателя. Прочие же ремиксы хороши и дают нам полное представление, что при некотором умении можно сделать с любой песней, то есть оригинальности, цепляющей ухо, там особо нет, но для клубной тусовки молодых битломанов сойдет и так. Клубный концертник
Надо признать, что если Yes, I’am a Witch был более концертным, чем клубным, то под Open Your Box хочется открывать свое сознание космосу в каком-нибудь стильном клубе в огнях стробоскопов.
Open Your Box равноудален от всего творчества Йоко вообще – это действительно в большей степени пропаганда и попытка войти в культуру нового времени широкими шагами.
Умудрится втиснуть в один альбом и транс, и эйсид-хаус, и электро – это уже неплохо, а уж если завсегдатаев ночных дискотек Лондона и Нью-Йорка удастся захватить, то Москва падет к ногам Йоко с вероятностью 100%.
Нужно ли было выпускать два альбома за такой короткий период времени? Наверное, стоило.