Жанровые сцена

0IGBUd7lxT8История формирования художественного вкуса

 

Стремление к художественному воплощению явлений окружающей действительности было присуще всем народам с древних времен. Художественный вкус осознавался и определялся в примитивном виде первобытных людей тысячи лет назад в предметах быта, орудиях труда, одежде, ритуалах, в наскальных рисунках, ремесленных изделиях. Позже он начал проявляться в более совершенных видах искусства, как жанровые сцена и других. Формирование художественного вкуса происходит и по сей день в новых направлениях творческой деятельности человека.

Первые упоминания о понятии «вкус» мы находим в древних евреев, индийцев, китайцев, японцев и других задолго до нашей эры.

В древней Индии это понятие выражалось словом «раса», что в буквальном переводе с санскрита означает «вкус». Этим термином называли эмоциональные чувства и состояния человека. Они распределялись на восемь типов эмоциональной окраски, которые имели соответственно символический и колористический аналог.

Древние греки и римляне впервые в истории развития мировой художественной культуры приблизились к теоретическому обоснованию категории «вкус», определяя его через учение о количественной природе прекрасного. Художественный вкус древних народов развивался в русле реализма. Так, в понятие «красота» древние греки включали то, что нравилось и привлекало их внимание. Это касалось как наблюдения красоты природы, духовного и физического совершенства человека, так и наслаждения произведениями искусства. Представители римской власти утверждали, что пение не является приличным занятием для государственных деятелей, даже игра на музыкальных инструментах считалась позорным делом для свободных римлян. В то же время воспитанию художественного вкуса отводилось видное место в частных школах для детей римской элиты, где подростки знакомились с литературой, историей и искусством.

Отметим, что афинский философ Платон писал не только про внешнюю красоту человека, но и о его внутренней красоте, что, по его мнению, предполагало способность к научному познанию. Он утверждал, что человек может жить только в созерцании высшей красоты.

Аристотель в своем учении о «соразмерность красоты» подчеркивал, что красота заключается в размере и порядке, нормативности. Понятие «вкус» Аристотель использовал не только как чисто физиологическую категорию для оценки качества пищевых продуктов, но и в других значениях.

Comments are closed.